НСО ИСТФАКА ПГУПятница, 24.11.2017, 17:39

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Ривчак.Репрезентация образа монарха в посланиях Кнута - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Электроные версии конференций » конференция "Проблемы интерпретации исторических источников" 2009 » Ривчак.Репрезентация образа монарха в посланиях Кнута
Ривчак.Репрезентация образа монарха в посланиях Кнута
СинийЧулокДата: Среда, 25.02.2009, 10:21 | Сообщение # 1
Новенький
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Репутация: 0
Статус: Offline
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА МОНАРХА
В ПОСЛАНИЯХ КНУТА ВЕЛИКОГО АНГЛИЙСКИМ ПОДДАННЫМ
К. В. Ривчак
Сыктывкарский государственный университет

Кнут Великий (1017-1035 гг. пр.), английский король первой трети XI в., происходил из рода датских правителей-конунгов и захватил престол путем завоевания Англии отрядами викингов. Несмотря на положение победителей, Кнут и его скандинавские приближенные чрезвычайно легко интегрировались в социально-политическую систему англосаксов. Особенно тесные отношения Кнут наладил с англосаксонской церковью, ставшей основной опорой его власти. С ее помощью Кнуту удалось сформировать образ доброго правителя, единого для англосаксов и данов. Эти процессы нашли отражение в двух Посланиях Кнута, адресованных довольно широким слоям английского общества. Использование герменевтического метода при изучении данных источников позволяет правильно интерпретировать содержащуюся в них репрезентацию образа монарха.
Рассмотрим обстоятельства создания Послания в 1020 г. Кнут взошел на престол три года назад, его положение в завоеванной стране еще непрочно. С другой стороны, с воцарением Кнута Англия не перестала быть желанной целью набегов и грабежа для викингов по всей Скандинавии. Спустя год после завоевания страна вновь подверглась такому набегу, и теперь уже Кнуту пришлось его отражать [1]. Традиционным местом сбора для викингов являлась Дания, и теперь местная знать стремилась возобновить грабеж. Поход в Данию позволил Кнуту пресечь эти попытки и обезопасить свои английские владения [2].
В Датском послании Кнут изображен в образе защитника англосаксов от викингов [3]. Он обещает и далее хранить мир в Англии [4]. При этом Кнут предстает проводником божественной воли [5]. После двух десятков лет скандинавских набегов англосаксы желали сохранения мира. Кнут в образе миротворца мог в наибольшей степени рассчитывать на их лояльность. Кнут стремился обосновать свою власть не силой завоевателя, а правом законного повелителя [6]. В 1018 г. на собрании в Оксфорде были провозглашены новые законы, равные для англосаксов и данов [7]. В Послании от имени Кнута цитируется часть этих законов, он изображается источником правосудия [8]. Особо подчеркивается равенство перед законом данов и англов [9]. Кнут выступал в образе законодателя, гарантирующего справедливость и защиту прав для англосаксов. Все это повышало лояльность местного населения, что было так важно для недавнего завоевателя [10].
Послание 1027 г. было создано в условиях борьбы Кнута с норвежским конунгом Олавом Святым за гегемонию в Скандинавии. Конунг Олав был известен как ярый поборник за веру, и конфликт с ним бросал тень на религиозный авторитет Кнута. Стремясь повысить его, Кнут предпринял паломничество в Рим в 1027 г. Фактически заручившись поддержкой Папы, он совершил идеологическую подготовку к дальнейшей борьбе [11].
Римское Послание позиционирует Кнута в первую очередь как истинного христианина. Особенно выделяется мотив христианского покаяния [12]. Кнут проводил политику демонстративного отречения от своего пиратского прошлого. Он поддерживал культы святых мучеников-англосаксов, убитых викингами, и возводил церкви на местах былых сражений. Английские подданные должны были воспринимать своего скандинавского короля таким же добрым христианином, как они сами [13].
Для обоих Посланий характерно изображение Кнута в образе защитника жителей Англии [14]. Однако в соответствии с общим смыслом Римского послания акцент смещен с военной на религиозную сферу. Особое внимание уделено образу Кнута как покровителя английской церкви. Подробно описано, как Кнут добился отмены пошлин для своих подданных, путешествующих в Рим. Также ему в заслугу ставится отмена подати, которую английские архиепископы платили Папе за получение сана [15]. В религиозную сторону развернут и образ законодателя. В Послании Кнут устанавливает и подробно перечисляет различные церковные налоги, требует их должной уплаты под угрозой «королевского наказания» [16].
Интерпретация Посланий Кнута с использованием метода герменевтики показывает, что образ монарха в них несет большую идеологическую нагрузку. Его репрезентация в значительной степени обусловлена конкретной политикой, которую в данное время проводил король. Послания формировали среди подданных определенные представления о деятельности и мотивах Кнута. Их целью являлось не только информирование адресатов, но и создание позитивного имиджа автору. Таким образом, Послания служили инструментом королевской пропаганды во время правления Кнута.

1. Larson, L. M. Canute the Great: And the Rise of Danish Imperialism During the Viking Age. N.Y., 1912. P. 136
2. Garmonsway, G. N. Canute and His Empire. L., 1964. P. 19
3. «Я отправился в Данию, откуда исходила для вас величайшая опасность, и с Божьей помощью предотвратил ее». Cnut’s letter to the people of England. // English Historical Documents. Vol. I. L., 1996. P. 453
4. «Я не пожалею своих богатств, если вам будет угрожать вражда, с Божьей помощью я отражу ее». Ibid.
5. «Я воспринял послание… из Рима от Папы, о том, что мне следует… установить полную безопасность и мир посредством той силы, которую предоставил мне Бог». Ibid.
6. «Впредь никакая вражда не постигнет вас… пока вы будете поддерживать меня согласно справедливости». Ibid.
7. Larson, L. M. Op. cit. P. 140
8. «Я повелеваю своим управляющим… повсюду править моим народом справедливо и выносить правильные приговоры». Cnut’s letter. // EHD. P. 453
9. Ibid.
10. Горелов М. М. Датское и нормандское завоевания Англии в XI веке. СПб., 2007. С. 70
11. Larson, L. M. Op. cit. P. 226
12. «Я был в Риме, чтобы молить о прощении своих грехов». William of Malmesbury. Chronicle of the Kings of England. L., 1866. P. 199
13. Горелов М. М. Ук. соч. С. 71
14. «Я никогда не берег и не буду беречь ни себя, ни своих трудов для нужд служения всему своему народу». William. P. 201
15. Ibid. P. 200
16. Ibid. P. 202

 
Форум » Электроные версии конференций » конференция "Проблемы интерпретации исторических источников" 2009 » Ривчак.Репрезентация образа монарха в посланиях Кнута
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz