Церковная периодическая печать как
исторический источник
(на примере журналов Церковный вестник
и Церковные ведомости)
Р.А. Мазетов
Периодическая печать представляет
собой одно из ведущих средств массовой
информации и коммуникации в дореволюционной
и современной России и является особым
высокоинформативным историческим
источником, обладающим внутренним
единством. Важнейшей функцией периодической
печати является организация
(структурирование) общественного мнения,
осуществление идеологического воздействия
государства и общественных организаций,
информационное обслуживание.
Значение прессы как исторического
источника не стоит ни преувеличивать,
ни недооценивать. Поле современных
историков в основном – архивы. В то же
время пресса, при условии правильной
источниковедческой критики, может
служить комплексным источником,
допускающим разработку на ее основе
практически любых тем и сюжетов.
При соблюдении комплексного
источниковедческого подхода периодика
позволяет открыть новые горизонты для
изучения ранее не рассматривающихся
вопросов, адекватно реконструировать
прошлое, выявить отношения между
человеком и обществом (на микро - и
макроуровне), определить место человека
в системе отношений «индивид – власть».
С точки зрения значимости источника
церковные журналы и газеты не являются
здесь исключением.
Сформировавшаяся к сер. XIX
в. церковная периодика играла значительную
роль в общественной жизни пореформенной
России. Однако этот обширнейший вид
периодических источников, к сожалению,
до сих пор только в незначительном
объеме введен в научный оборот.
Главные причины этого – отсутствие
обобщенного источниковедческого
исследования церковной периодики именно
как исторического источника и
малодоступность самих источников для
рядового, а тем более, провинциального
исследователя (в местных архивах в
основном есть только региональные
религиозные издания: к примеру, в ГАТО
– только дореволюционные Тверские
епархиальные ведомости, из сотен
наименований опубликованных в те времена
церковных периодических изданий).
Это связанно с тем, что в дореволюционный
период серьезно изучалась, прежде всего,
светская официальная периодика, а
исследование церковной печати велось
на уровне справочных изданий.
В советский период политическая
ангажированность науки поставила эти
документы в разряд реакционных, а значит
не достоверных.
Обширное привлечения церковной периодики
в исторические исследования и попытки
ее изучения начались только в постсоветское
время.
Конкретно остановлюсь на двух изданиях,
ставших доступными для исследователя
только в недавнее время. Это: еженедельные
журналы Церковный Вестник и Церковные
Ведомости.
Церковный Вестник, редактор профессор
А.И. Предтеченский, стал издаваться с
1875 г. при Петербургской духовной академии
и имел статус официального органа печати
св. Синода, с 1888 г. его в этом качестве
заменил созданный в этом году журнал -
Церковные Ведомости, редактор протоиерей
П. Смирнов, а Церковный вестник
переориентировался на издание более
неофициальной информации. Эти журналы
просуществовали вплоть до 1917 г.
Церковный Вестник был учрежден по
инициативе митрополита Новгородского,
Петербургского и Финляндского Исидора
и утвержден распоряжением (определением)
св. Синода от 27 ноября 1874 г. № 3269.
Журнал издавался, редактировался и
рецензировался преподавательской
корпорацией Петербургской духовной
академии, которая несла за содержание
статей, таким образом, полную ответственность
непосредственно перед св. Синодом.
Структура издания представляла собой
две равные части: официальная и
неофициальная. В официальной части
публиковались все, как утверждает
редакция, самые важные распоряжения и
постановления церковных и светских
властей (св. Синода, Учебного комитета,
Хозяйственного управления и др.). В
неофициальной части публиковалась
информация именно частного характера
(хроника с мест, научно-богословские
статьи, разъяснения к официальной части,
новости из-за рубежа, реклама и обьявления
и т.п.). Многие статьи журналов носят не
только справочный, но и исследовательский
характер.
Церковные ведомости по своей структуре
и характеру материалов не отличалась
от Вестника, только неофициальная часть
именовалась Прибавлениями, чтобы еще
раз подчеркнуть сугубо официальный
характер данного издания.
Эти периодические издания обязаны были
выписывать все духовные учебные заведения
и консистории, монастыри, городские и
сельские приходы. Журналы имели сплошную
нумерацию страниц и в конце года
подшивались в одну книгу, не столько
ради удобства, но и как предполагалось
редакцией, журналы должны были
использоваться как справочник на многие
годы.
Полнотекстовые публикации
актовых документов по духовному ведомству
дают возможность использовать данные
журналы в качестве своеобразной
хрестоматии по истории РПЦ. Что еще раз
подтверждает ценность церковной
периодики как исторического источника.
|