«Уставы
и годовые отчеты православных общественных
организаций как источник для изучения
социального служения церкви в Архангельской
губернии (конец XIX
– начало
ХХ вв.)»
Трофименко В.Г.
В настоящее время в среде
общественных и религиозных деятелей все чаще можно услышать высказывания о
необходимости возрождения дореволюционных традиций в сфере благотворительности
и социального служения церкви, понимаемого в широком смысле слова. Созданы и
действуют новые благотворительные общества, либо инициированные РПЦ, либо
имеющие с ней тесные связи.
Однако следует отметить, что благотворительный аспект в дореволюционной
деятельности православного духовенства и мирян в научных трудах раскрыт еще
далеко не полно. Работы в этом направлении ведутся, прежде всего, на региональном
уровне и уже представлены в качестве статей и диссертационных исследований на
Европейском Севере.
Одной из наиболее важных
и наименее изученных проблем в данном направлении исследований является
проблема церковных общественных организаций, каковыми были православные
церковные братства и приходские попечительства. Организационные и отчетные
документы этих организаций дают ответы
на такие вопросы, как вопрос об эффективности их благотворительной деятельности,
степени их включенности в церковно-бюрократический механизм, социальный состав.
Православные церковные
братства и церковно-приходские попечительства создавались и существовали в
рамках «высочайше утвержденных положений Комитета Министров», разработанных в
эпоху Великих реформ Александра II, в 1864 году.
В качестве одновременно церковных и общественных организаций они нуждались в
утверждении и одобрении как церковной (епископ), так и светской власти
(губернатор). Уставы, а в ряде случаев и отчеты этих обществ представлялись на
утверждение епископа и публиковались в местном церковном печатном органе
«Архангельские епархиальные ведомости».
Уставы
церковно-общественных организаций имели значительное сходство между собой и
уставами других общественных объединений. Прежде всего в уставе описывались цели
организации, они варьировались в рамках четырех направлений деятельности:
религиозно-нравственного (просветительского), миссионерского,
благотворительного и церковно-устроительного (забота о содержании и украшении
храма). Как пример можно привести цель первого успешного братства в
Архангельске, Иоанно-Богословского при духовной семинарии: «Цель братства
состоит в попечении о нуждающихся учащихся в архангельских духовно-учебных
заведениях: прежде всего семинарии, и затем в мужском и епархиальном женском
училищах».
После описания цели в
уставе давались конкретные указания о мерах к ее осуществлению. Кроме того, там
находилась информация об условиях вступления в организацию и способе решения
возникающих вопросов.
Членами братств и
попечительств могли быть совершеннолетние лица обоего пола «всех сословий и
православного исповедания».
Внутри самой организации они зачастую подразделялись по размеру членских
взносов на почетных, пожизненных, действительных и членов-соревнователей.
Текущими делами организации ведал совет, избираемый на общем собрании членов.
Раз в год общее собрание создавало ревизионную комиссию, проверявшую
деятельность совета, его приходо-расходные книги.
Как видно из уставов,
финансовые средства братств и попечительств составлялись из основного и
неприкосновенного капитала. Основной капитал расходовался на возникающие нужды,
неприкосновенный существовал в виде билетов государственного займа и находился
на хранении в сберегательной кассе.
Финансовый отчет был
важной, но не единственной составной частью ежегодного отчета организации.
Общества включали в него информацию о своих членах, формах своей деятельности и
ее результатах. Если на балансе организации существовало одно или несколько
образовательных учреждений, то в отчет
включалась информация и о них. Так было, например, в случае с Вонгодским
приходским попечительством (Пинежский уезд), которое содержало ремесленное
училище в своем селении.
Изучение уставов и
годовых отчетов приходских попечительств и братств дает нам возможность оценить
вклад духовенства и мирян в социальное служении церкви предреволюционного
периода, что в настоящее время может иметь и научное, и практическое значение.
|