НСО ИСТФАКА ПГУСреда, 20.09.2017, 19:28

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Источники региональной истории [5]
Международные отношения и межкультурная коммуникация [4]
Периодическая печать как исторический источник [2]
История православной церкви в свете различных источников [4]
Пленарное заседание [1]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 43

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА » Статьи » Материалы XII Ломоносовских чтений 2010 » Международные отношения и межкультурная коммуникация

Борисов А.С. Репрезентация образа Великобритании в английских и американских карикатурах 1765-66 гг.

Репрезентация образа Великобритании в английских и американских карикатурах 1765 – 66 гг.

 

А.С. Борисов

 

          Работа с карикатурами, и визуальными источниками в целом, может многое дать исследователю при работе с восприятием явлений и событий. Карикатура акцентирует внимание аудитории на узнаваемых чертах объекта с позволяющих максимально точно его идентифицировать. В то же время, автор даёт объекту определённую оценку.

          В сферу данного исследования попали следующие карикатуры, опубликованные по обе стороны Атлантического океана в 1765 – 66 гг.: The Deplorable State of America or Scotch Government (Лондон, март 1765, автор неизвестен)[1], The Deplorable State of America (Бостон, ноябрь 1765, Д.С. Коупли)[2],  The State of the Nation AD 1765 (Лондон, ноябрь 1765, автор неизвестен)[3], View of the Year 1765 (Бостон, 1765, П. Ревир)[4], The Colonies Reduced (Лондон, февраль 1766, Б. Франклин)[5], The Repeal, or the Funeral of Miss Americ-Stamp (Лондон, март 1766, Б. Уилсон)[6].    

          Вышеуказанные карикатуры объединены не только временем появления, но и тематикой: они посвящены вопросам принятия и отмены британским Парламентом Акта о гербовом сборе в североамериканских колониях. Акт вызвал не только протест в колониях, но и полемику в метрополии. Политическая карикатура стала для противников закона одним из средств оглашения своей позиции[7].    

          Наиболее распространённый образ Великобритании – женщина в античном одеянии, часто со щитом и копьём. На щите – изображение британского флага. Сам по себе этот образ нейтрален, но авторы, в зависимости от своих пристрастий и преследуемой цели, вкладывают в него разное содержание: если в карикатурах The Deplorable State Великобритания рассматривается как источник возможных бедствий колоний, то в интерпретации Франклина или в карикатуре The State of the Nation она сама предстаёт жертвой политических распрей.

          Особенностью карикатур XVIII в. является использование большого количества объектов, призванных с помощью символов максимально точно передать политическую ситуацию. В использованных карикатурах нашёл отражение не только целостный образ Великобритании, но и такие приписываемые ей атрибуты, как морская мощь Империи и развитая торговля. Их символом является корабль. Изображение корабля присутствует практически на всех упомянутых карикатурах (кроме П. Ревира), но в зависимости от заложенной идеи он может стоять на суше без парусов, бороться со штормом или благополучно отправляться в путь. Б. Уилсон сделал корабли под британскими флагами частью пейзажа, изображающего Великобританию как преуспевающий порт. 

          Нередко использование в рассмотренных карикатурах и явно негативных образов, однако преимущественно критике подвергаются отдельные британские политики. Более общим выглядит использование фигур «демонов» Полом Ревиром. В его карикатуре соединённым колониям противостоят три демона, двое из которых опрыскивают колонии ядом, а один держит в лапах «Великую Хартию вольностей».

          В стихотворных строках, сопровождающих карикатуру, автор называет демонов «Тиран (Акт о гербовом сборе)», «Зло» и «Зависть». Однако один из них («Зло» или «Зависть») облачён в парик и одежды, напоминающие одеяние членов Палаты лордов. Возможно, Ревир намекал либо на конкретные фигуры в британском правительстве, либо на некоторые властные институты в целом.

          Стоит заметить, что перечисленные выше элементы являются сквозными как для английских, так и для американских карикатур. В качестве причины этого автор исследования Stamp Act Cartoons in the Colonies Э.П. Ричардсон указывал прямое заимствование американцами английских сюжетов и образов[8]. В то же время использование без значительных изменений одних и тех же символов говорит о том, что многочисленные противники Акта в колониях не выходили за рамки полемики, которая велась в правящих кругах метрополии. Даже наиболее радикальные образы Ревира имеют британские корни (см. напр. The Tomb Stone[9]).

          Можно, таким образом, прийти к выводу, что на момент событий 1765 – 66 гг. и в ходе этих событий коренного перелома в восприятии колонистами своей родины не произошло. Американцы по-прежнему считают себя подданными Британской Империи, почти канонический образ которой остаётся, в целом, неизменным. Критике же подвергаются лишь отдельные действующие лица британской политической арены.



[1] Richardson E.P. Stamp Act Cartoons in the Colonies // The Pennsylvania Magazine of History and Biography. Vol. 1996. №3 (July 1972). P. 280

[2] Ibid. P. 281

[3] Ibid. P. 287

[4] Интернет ресурс: Тhe Massachusetts Historical Society [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.masshist.org/revolution/doc-viewer.php?item_id=244&mode=nav (19.03.2010)

[5] Интернет ресурс: Образовательный портал «Apple Learning Interchange». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edcommunity.apple.com/ali/galleryfiles/578/Political_Cartoons.pdf (19.03.2010). Сист. требования: Adobe Acrobat Reader.

[6] Интернет ресурс: Образовательный портал «Apple Learning Interchange». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edcommunity.apple.com/ali/galleryfiles/578/Political_Cartoons.pdf (19.03.2010). Сист. требования: Adobe Acrobat Reader.

[7] Richardson E.P. Op. cit. P. 275

[8] Richardson E.P. Op. cit. P. 279

[9] Интернет ресурс: Образовательный портал «Apple Learning Interchange». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edcommunity.apple.com/ali/galleryfiles/578/Political_Cartoons.pdf (19.03.2010). Сист. требования: Adobe Acrobat Reader.

Категория: Международные отношения и межкультурная коммуникация | Добавил: escisc (06.04.2010)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz