НСО ИСТФАКА ПГУСреда, 20.09.2017, 19:14

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Источники региональной истории [5]
Международные отношения и межкультурная коммуникация [4]
Периодическая печать как исторический источник [2]
История православной церкви в свете различных источников [4]
Пленарное заседание [1]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 43

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА » Статьи » Материалы XII Ломоносовских чтений 2010 » Международные отношения и межкультурная коммуникация

Фельдт А.А. "Норвежский дневник" К.М. Симонова как источник по представлениям в советском обществе об организационной культуре норвежцев.

«Норвежский дневник» К.М. Симонова как источник

по представлениям в советском обществе об организационной культуре норвежцев

 

А.А. Фельдт

«Норвежский дневник» К.М. Симонова[1] – известного советского писателя и журналиста – один из уникальных источников по представлениям об организационной культуре норвежцев в послевоенный период. Организационная культура была неотъемлемой частью сравнения двух стран, культур и политических режимов по разную сторону железного занавеса.

         Целью сообщения является презентация результатов исследования, посвященного анализу комплексного источника, содержащего представления об организационной культуре норвежцев в советском обществе.

         В Норвегии в 1950-е гг. экономика государства была в стадии роста, а Норвежская рабочая партия имела большинство в Стортинге в течение десяти лет. Многие из принципов «скандинавского социализма», создавшие основы процветания Норвегии сегодня, были заложены именно в тот период.

Под организационной культурой понимаются, во-первых, базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды и регулирующих ее переменных, таких как природа, пространство, время, работа, отношения и т.д. На них главным образом концентрируются представления со стороны советского общества о норвежской организационной культуре. Ведь именно они кардинально различаются в исследуемых обществах. Во-вторых, это ценности, которых могут придерживаться отдельные члены организации. К. Симонов отмечает их. В-третьих, это «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации[2]. Эта тема не затрагивается.

Организационная культура различных сфер, которые описывал автор, разнообразна, но существуют и общие моменты – национальный аспект, характеризующий эти сферы. К. Симонов рассказывает о гостиничном и туристическом бизнесе, пассажирских перевозках, структурах, встречаясь с ними как путешественник в первую очередь. Его принимают в объединениях студентов, писателей. Он размышляет о свободе творчества, с этим связана организация работы прессы. Но автор оценивает и многое из того, что его окружает: организацию культуры и заботы о памятниках, строительство, производства.

В гостиницах, аэропортах и столовых К.Симонова привлекла правильная планировка. Внимание к людям и практичность как базовые положения очень важны для него.  «Но в этом бараке аэропорта… диваны  некрасивы на вид – с подушками, обтянутыми брезентом, - однако они мягки и удобны, на них действительно можно отдохнуть»[3]. Он подчеркивает полную противоположность в СССР в виде излишней помпезности и неумения использовать пространство. Та же практичность и рациональность, приводящие к комфорту, присутствуют у норвежцев и в других сферах: например, оплата проезда на пароме сразу в обе стороны.

Свобода слова является неотъемлемой частью жизни норвежцев, и К.Симонов различными способами оправдывает ее ограничения на Родине, замечая ее недостатки в Норвегии: «…независимость наших писателей от тиранической конъюнктуры буржуазного книжного рынка…»[4]. В противовес практически полному отсутствию критики марксистского учения и коммунистических взглядов в СССР К. Симонов ставит отсутствие альтернатив в норвежской консервативной прессе. При этом он обходит стороной вопрос о разнообразии изданий и возможности их выбора. 

Уход и забота о памятных сооружениях, связанных в том числе и с памятью о советских солдатах, трогают автора. В данном случае подчеркивается трудолюбие норвежцев. На производствах он тоже с ним встречается: «Рабочие… ловко разделывали кита острыми секачами на длинных ручках…»[5]

Представления о норвежском индивидуализме хорошо выражены в восхищении знаменитыми норвежскими путешественниками: «…образы людей, не знающих покоя и до смертного часа не останавливающихся на достигнутом»[6]. Амундсен, Нансен и только начавший в то время свои путешествия Тур Хеердал – их качества и поведение неразрывно связаны с представлениями об организационной культуре норвежцев в целом.

Вежливость в деловом общении отмечается К.Симоновым. Постоянная улыбка на лицах служащих, которая несколько иронично воспринимается автором, тем не менее, привлекает внимание. Здесь речь идет о ценности коммуникативности. Например, даже председатель собрания Студенческого общества «…с такой категорической любезностью напоминал о регламенте и вообще в свои юные годы он… проявил себя таким прирожденным спикером…»[7]. В деловых обсуждениях автора привлекает прямота норвежцев, которой, по его мнению, так не хватает в диалоге двух народов.

В источнике выявлены характеристики организационной культуры норвежцев на тот момент времени и особенности ее восприятия. Это ценности трудолюбия, индивидуализма и коммуникативности, а также базовые предположения о принципах скандинавского социализма, таких как забота о людях и свобода слова. Представлен взгляд на различные сферы – от промышленности до образования. Оценки известным советским писателем даются сквозь призму отечественной организационной культуры. К.М. Симонов не воспринял большинство норвежских базовых положений, хотя те были самыми близкими к Советскому Союзу среди стран Западной Европы. Но они вступали в противоречие с базовыми положениями организационной культуры советского социализма.



[1]     Симонов К.М. Норвежский дневник. М., 1956.

[2] См.: Вараксина Н.В. Особенности организационной культуры российских и американских бизнес-организаций рубежа ХХ-ХХ1 веков. Барнаул, 2001. С.19.

[3] Симонов К.М. Норвежский дневник… С.48.

[4] Симонов К.М. Норвежский дневник… С.106

[5] Там же. С.55.

[6] Там же. С.19.

[7] Симонов К.М. Норвежский дневник… С.105

Категория: Международные отношения и межкультурная коммуникация | Добавил: escisc (06.04.2010)
Просмотров: 761 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz