НСО ИСТФАКА ПГУЧетверг, 28.03.2024, 14:53

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Софьин.Взгляды К.Н. Пасхалова на царскую власть - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Электроные версии конференций » конференция "Проблемы интерпретации исторических источников" 2009 » Софьин.Взгляды К.Н. Пасхалова на царскую власть
Софьин.Взгляды К.Н. Пасхалова на царскую власть
СинийЧулокДата: Четверг, 26.02.2009, 10:17 | Сообщение # 1
Новенький
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Репутация: 0
Статус: Offline
ВЗГЛЯДЫ К. Н. ПАСХАЛОВА НА ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ
Д. М. Софьин,
Пермский государственный университет

Общественный деятель и политический публицист, член Русского собрания Клавдий Никандрович Пасхалов (1843–1924) занимал видное место среди российских консерваторов начала XX в., хотя в настоящее время известен мало. Его взгляды на природу царской власти далеко не во всем вписываются в общий консервативный дискурс своего времени. Тезис о божественном происхождении царской власти и о монархе как помазаннике Божьем является общим для всех русских консерваторов XIX – начала XX в. К. Н. Пасхалов, не отвергая данного тезиса, предпочитает, однако, писать не о Боге, а о народе как источнике царской власти.
К. Н. Пасхалов критиковал ограничение законодательной власти монарха, закрепленное Основными Государственными Законами Российской Империи 1906 г. По его мнению, самодержавие не является личным приобретением Николая II или его предков, а поручено народной волей основателю династии, М. Ф. Романову [1]. В такой ситуации «Самодержец может отказаться от своих прав только по желанию народа…» [2].
Относительно Манифеста 17 октября 1905 г., с которого начался процесс законодательного ограничения императорской власти, К. Н. Пасхалов указывал, что этим актом «Государь даровал не конституцию, но единодержавно (курсив в тексте. – Д. С.) установил известный порядок будущего законодательства, который тою же Самодержавною Властию может быть изменен, если окажется неудовлетворительным». Ограничение самим государем самодержавия равносильно революции, так как это нарушало бы народную волю, «ясно и несомненно выраженную при избрании Его предка». Если бы государь убедился в невозможности самодержавия для России, то в этом случае ему бы следовало отдать решение этого вопроса народу, «от которого получил Свое Самодержавие» [3].
К. Н. Пасхалов пишет о «единении интересов Царя и народа», благодаря чему нет нужды учреждать какое-то выборное представительство. В этом нет необходимости еще и потому, что «Самодержец волен и без того приглашать всех, кого, как и когда заблагорассудит к государственной работе» [4]. Царь является средоточием народной воли, поэтому только он может быть единственным народным представителем [5].
К. Н. Пасхалов, выступавший до созыва Государственной Думы как ее противник, перестал со временем выступать категорически против ее существования. Но он считал, что Дума должна являться не законодательным, а «законосоставительным» учреждением. Законодательная же власть должна целиком и полностью принадлежать лишь императору, который должен иметь право не только утверждать или не утверждать мнение большинства членов Думы, а выбирать между разными мнениями, то есть иметь возможность утвердить мнение меньшинства, если сочтет это нужным [6]. Выборное собрание может быть вспомогательным орудием верховной (императорской) власти, но не соправительствующим [7].
Хотя К. Н. Пасхалов и указывает, что сердце «нашего добрейшего Монарха… открыто для всех его верноподданных» [8], однако выборное собрание законосовещательного характера, по его мнению, должно состоять исключительно из русских: «У Русского Самодержавного Царя и Его правительства помощниками, советчиками и осведомителями могут быть только русские достойнейшие люди, избранные русским народом – строителем государства, поэтому русская законосоставительная коллегия, как бы она ни называлась, должна состоять исключительно из русских людей, избранников русских общественных светских и духовных учреждений» [9].
К. Н. Пасхалов допускает, что государь может допустить ошибку, и в этом случае его верноподданные должны «поправить» монарха: «Как ни велико наше уважение к Царю, как ни высоко чтим мы его сан, но все-таки Царь не Бог, а человек, и может ошибаться, вводимый в обман своими советниками. Как верноподданные мы обязаны говорить Царю правду, как бы горька она ни была, указывать на ошибки, а не покрывать их» [10].
Таким образом, К. Н. Пасхалов, открыто провозглашавший себя консерватором, на самом деле в значительной степени десакрализирует монархическую власть. И главным здесь является не только и не столько отрицание конечной мудрости монаршего мнения. Вместо идеи божественного происхождения царской власти К. Н. Пасхалов предлагает в качестве первоначала считать народное избрание, то есть фактически речь идет не о царском, а о народном суверенитете. Крестоцеловальная запись Земского собора 1613 г. является ни чем иным, как общественным договором, в котором раз и навсегда прописана обязанность государя быть самодержавным, но источником самодержавной власти русского царя выступает народ.

1. О мерах к прекращению беспорядков и улучшению Государственного строя // Пасхалов К. Сборник статей, воззваний, записок, речей и проч. Март 1905 – август 1906 г. М., 1906. С. 52.
2. Там же. С. 58.
3. Клеветники // Пасхалов К. Сборник статей, воззваний, записок, речей, писем и пр. Т. II, 1906 – 1909 г. М., 1909. С. 23–24.
4. О мерах к прекращению беспорядков… С. 50.
5. Пасхалов К. Погрешности обновленного 17 октября 1905 года Государственного строя и попытка их устранения. М., 1910. С. 49; Всеподданнейший адрес монархической партии, принятый общим собранием 4 июня 1906 г. // Пасхалов К. Сб. статей… Март 1905 – август 1906 г. С. 221.
6. Пасхалов К. Погрешности… С. 47.
7. См.: По поводу статьи Л. А. Тихомирова «Самодержавие и Народное представительство» // Пасхалов К. Сб. статей… Т. II. С. 162; Пасхалов К. Погрешности… С. 11, 28, 46–47, 65, 69.
8. К Союзу Русского Народа // Пасхалов К. Сб. статей… Т. II. С. 142.
9. Пасхалов К. Погрешности… С. 28–29.
10. Речь в Московском Дворянском Собрании 1 февраля 1908 года // Пасхалов К. Сб. статей… Т. II. С. 179–180.

 
Форум » Электроные версии конференций » конференция "Проблемы интерпретации исторических источников" 2009 » Софьин.Взгляды К.Н. Пасхалова на царскую власть
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz