Репрезентация образа Великобритании в английских и американских
карикатурах 1765 – 66 гг.
А.С. Борисов
Работа
с карикатурами, и визуальными источниками в целом, может многое дать
исследователю при работе с восприятием явлений и событий. Карикатура акцентирует
внимание аудитории на узнаваемых чертах объекта с позволяющих максимально точно
его идентифицировать. В то же время, автор даёт объекту определённую оценку.
В
сферу данного исследования попали следующие карикатуры, опубликованные по обе
стороны Атлантического океана в 1765 – 66 гг.: The Deplorable State of America or Scotch Government (Лондон, март 1765, автор
неизвестен), The Deplorable State of America (Бостон, ноябрь 1765, Д.С. Коупли), The State of the Nation AD 1765 (Лондон,
ноябрь 1765, автор неизвестен),
View of the Year 1765 (Бостон,
1765, П. Ревир),
The Colonies Reduced (Лондон,
февраль 1766, Б. Франклин),
The Repeal, or the Funeral of Miss Americ-Stamp
(Лондон, март 1766, Б. Уилсон).
Вышеуказанные
карикатуры объединены не только временем появления, но и тематикой: они
посвящены вопросам принятия и отмены британским Парламентом Акта о гербовом
сборе в североамериканских колониях. Акт вызвал не только протест в колониях,
но и полемику в метрополии. Политическая карикатура стала для противников
закона одним из средств оглашения своей позиции.
Наиболее
распространённый образ Великобритании – женщина в античном одеянии, часто со
щитом и копьём. На щите – изображение британского флага. Сам по себе этот образ
нейтрален, но авторы, в зависимости от своих пристрастий и преследуемой цели,
вкладывают в него разное содержание: если в карикатурах The Deplorable State…
Великобритания рассматривается как источник возможных бедствий колоний, то в
интерпретации Франклина или в карикатуре The State of the Nation она сама
предстаёт жертвой политических распрей.
Особенностью
карикатур XVIII в. является использование большого количества объектов, призванных с
помощью символов максимально точно передать политическую ситуацию. В
использованных карикатурах нашёл отражение не только целостный образ
Великобритании, но и такие приписываемые ей атрибуты, как морская мощь Империи
и развитая торговля. Их символом является корабль. Изображение корабля
присутствует практически на всех упомянутых карикатурах (кроме П. Ревира), но в
зависимости от заложенной идеи он может стоять на суше без парусов, бороться со
штормом или благополучно отправляться в путь. Б. Уилсон сделал корабли под
британскими флагами частью пейзажа, изображающего Великобританию как преуспевающий
порт.
Нередко
использование в рассмотренных карикатурах и явно негативных образов, однако
преимущественно критике подвергаются отдельные британские политики. Более общим
выглядит использование фигур «демонов» Полом Ревиром. В его карикатуре соединённым
колониям противостоят три демона, двое из которых опрыскивают колонии ядом, а
один держит в лапах «Великую Хартию вольностей».
В
стихотворных строках, сопровождающих карикатуру, автор называет демонов «Тиран
(Акт о гербовом сборе)», «Зло» и «Зависть». Однако один из них («Зло» или
«Зависть») облачён в парик и одежды, напоминающие одеяние членов Палаты лордов.
Возможно, Ревир намекал либо на конкретные фигуры в британском правительстве,
либо на некоторые властные институты в целом.
Стоит
заметить, что перечисленные выше элементы являются сквозными как для
английских, так и для американских карикатур. В качестве причины этого автор
исследования Stamp Act Cartoons in the Colonies Э.П. Ричардсон указывал прямое
заимствование американцами английских сюжетов и образов. В то
же время использование без значительных изменений одних и тех же символов
говорит о том, что многочисленные противники Акта в колониях не выходили за
рамки полемики, которая велась в правящих кругах метрополии. Даже наиболее
радикальные образы Ревира имеют британские корни (см. напр. The Tomb Stone).
Можно,
таким образом, прийти к выводу, что на момент событий 1765 – 66 гг. и в ходе
этих событий коренного перелома в восприятии колонистами своей родины не
произошло. Американцы по-прежнему считают себя подданными Британской Империи,
почти канонический образ которой остаётся, в целом, неизменным. Критике же
подвергаются лишь отдельные действующие лица британской политической арены.
|