«Норвежский
дневник» К.М. Симонова как источник
по
представлениям в советском обществе об организационной культуре норвежцев
А.А. Фельдт
«Норвежский дневник»
К.М. Симонова
– известного советского писателя и журналиста – один из уникальных источников
по представлениям об организационной культуре норвежцев в послевоенный период.
Организационная культура была неотъемлемой частью сравнения двух стран, культур
и политических режимов по разную сторону железного занавеса.
Целью
сообщения является презентация результатов исследования, посвященного анализу
комплексного источника, содержащего представления об организационной культуре
норвежцев в советском обществе.
В
Норвегии в 1950-е гг. экономика государства была в стадии роста, а Норвежская
рабочая партия имела большинство в Стортинге в течение десяти лет. Многие из
принципов «скандинавского социализма», создавшие основы процветания Норвегии
сегодня, были заложены именно в тот период.
Под организационной
культурой понимаются, во-первых, базовые предположения, которых придерживаются
члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто
связаны с видением окружающей среды и регулирующих ее переменных, таких как природа,
пространство, время, работа, отношения и т.д. На них главным образом концентрируются
представления со стороны советского общества о норвежской организационной
культуре. Ведь именно они кардинально различаются в исследуемых обществах. Во-вторых,
это ценности, которых могут придерживаться отдельные члены организации. К.
Симонов отмечает их. В-третьих, это «символика», посредством которой ценностные
ориентации «передаются» членам организации. Эта
тема не затрагивается.
Организационная
культура различных сфер, которые описывал автор, разнообразна, но существуют и
общие моменты – национальный аспект, характеризующий эти сферы. К. Симонов
рассказывает о гостиничном и туристическом бизнесе, пассажирских перевозках, структурах,
встречаясь с ними как путешественник в первую очередь. Его принимают в
объединениях студентов, писателей. Он размышляет о свободе творчества, с этим
связана организация работы прессы. Но автор оценивает и многое из того, что его
окружает: организацию культуры и заботы о памятниках, строительство,
производства.
В гостиницах,
аэропортах и столовых К.Симонова привлекла правильная планировка. Внимание к
людям и практичность как базовые положения очень важны для него. «Но в этом бараке аэропорта… диваны некрасивы на вид – с подушками, обтянутыми
брезентом, - однако они мягки и удобны, на них действительно можно отдохнуть». Он
подчеркивает полную противоположность в СССР в виде излишней помпезности и
неумения использовать пространство. Та же практичность и рациональность,
приводящие к комфорту, присутствуют у норвежцев и в других сферах: например,
оплата проезда на пароме сразу в обе стороны.
Свобода слова является
неотъемлемой частью жизни норвежцев, и К.Симонов различными способами оправдывает
ее ограничения на Родине, замечая ее недостатки в Норвегии: «…независимость
наших писателей от тиранической конъюнктуры буржуазного книжного рынка…». В
противовес практически полному отсутствию критики марксистского учения и
коммунистических взглядов в СССР К. Симонов ставит отсутствие альтернатив в
норвежской консервативной прессе. При этом он обходит стороной вопрос о
разнообразии изданий и возможности их выбора.
Уход и забота о
памятных сооружениях, связанных в том числе и с памятью о советских солдатах,
трогают автора. В данном случае подчеркивается трудолюбие норвежцев. На
производствах он тоже с ним встречается: «Рабочие… ловко разделывали кита
острыми секачами на длинных ручках…»
Представления о
норвежском индивидуализме хорошо выражены в восхищении знаменитыми норвежскими путешественниками:
«…образы людей, не знающих покоя и до смертного часа не останавливающихся на
достигнутом».
Амундсен, Нансен и только начавший в то время свои путешествия Тур Хеердал – их
качества и поведение неразрывно связаны с представлениями об организационной
культуре норвежцев в целом.
Вежливость в деловом
общении отмечается К.Симоновым. Постоянная улыбка на лицах служащих, которая
несколько иронично воспринимается автором, тем не менее, привлекает внимание. Здесь
речь идет о ценности коммуникативности. Например, даже председатель собрания
Студенческого общества «…с такой категорической любезностью напоминал о
регламенте и вообще в свои юные годы он… проявил себя таким прирожденным
спикером…». В
деловых обсуждениях автора привлекает прямота норвежцев, которой, по его
мнению, так не хватает в диалоге двух народов.
В источнике выявлены
характеристики организационной культуры норвежцев на тот момент времени и
особенности ее восприятия. Это ценности трудолюбия, индивидуализма и
коммуникативности, а также базовые предположения о принципах скандинавского
социализма, таких как забота о людях и свобода слова. Представлен взгляд на
различные сферы – от промышленности до образования. Оценки известным советским
писателем даются сквозь призму отечественной организационной культуры. К.М.
Симонов не воспринял большинство норвежских базовых положений, хотя те были
самыми близкими к Советскому Союзу среди стран Западной Европы. Но они вступали
в противоречие с базовыми положениями организационной культуры советского
социализма.
|